Ваш город:

Медицинское образование в Германии – языковые трудности, чистые больницы и отношение преподавателей к россиянам

22 мая 2023 г.
0
2586

По данным ЮНЕСКО, на 2022 год за границей обучалось около 60 тысяч российских студентов. Безусловно, в последние годы интерес выпускников к обучению в других странах растет. Последний год для российских студентов и абитуриентов выдался тяжелым, было много разговоров об усложнении системы поступления и дискриминации в учебных заведениях.

Медицинское образование в Германии – языковые трудности, чистые больницы и отношение преподавателей к россиянам

Несмотря на все трудности, многие абитуриенты до сих пор планируют отучиться в Европе. В том числе бывших школьников привлекают медицинские специальности в Германии – по качеству здравоохранения и образования страна находится в топе рейтингов.

О выборе профессии, немецком медицинском образовании и работе в больнице я поговорила с Анастасией Тыриной – студенткой 2 курса Академии здоровья и медицинских профессий.

Довузовская подготовка

Почему твой выбор пал именно на медицинское образование?

— Я долгое время планировала стать врачом, грезила этим, хотела быть нейрохирургом. Но подумала, что в юном возрасте не смогу тратить много сил и времени на такую сложную специализацию. По итогу я выбрала эрготерапию – раздел медицины, который специализируется на восстановлении активных и двигательных функций организма после различных травм и болезней. В июле 2022 года меня зачислили в Академию здоровья и медицинских профессий в Мёнхенгладбахе.

Иностранные абитуриенты, которые не могут быть зачислены после окончания школы на бакалавриат, должны сначала пройти обучение в Штудиенколлег (Studienkolleg) – подготовительный курс первого года обучения в университете. Расскажи, насколько сложно поступить туда?

— На самом деле, туда не очень сложно поступить. Первое, что нужно иметь любому иностранному студенту – это деньги. Год обучения в Штудиенколлеге, к сожалению, стоит около 5000 евро. В Германии есть всего три бесплатных Штудиенколлега. В Северном Рейне-Вестфалии, где живу я, бесплатного не было, поэтому пришлось пойти на платную основу. Второе – нужно знать немецкий язык на B1. Но даже если у вас есть деньги, а язык пока не так хорош – вас туда не примут.

На самом деле, есть еще другой путь. Можно поступить в школу в Германии и найти гостевую семью. Таких родителей тут много, с ними можно и не жить, но главное, чтобы все было задокументировано. Если вы окончили 11 классов в России, то в Германии нужно будет учиться еще и в двенадцатом. А чтобы поступить в университет, вам нужно окончить абитур – это 13, а может даже и 14 класс, зависит от того, насколько вы продвинетесь в обучении двенадцатого класса.

Я думаю, что Штудиенколлег для иностранных абитуриентов в Германии – очень хороший старт для начала жизни в стране. У тебя появляются первые друзья, ты попадаешь в особую среду, где у тебя нет выбора – разговаривать на немецком или нет. Этот год для меня был прекрасным, на последний день обучения мы все расплакались, было очень душевно. В первые дни, конечно, было сложно, особенно говорить на немецком, а это учитывая, что я хорошо его знала. Но через два-три месяца обучения мой немецкий стал еще лучше, меня перевели на другой уровень в языковой группе. Даже если вы хорошо говорите на немецком языке – Штудиенколлег еще больше повысит ваш уровень владения.

Что изучают в Штудиенколлеге?

— Там есть четыре класса: математический, экономический, информатика и медицинский. Я училась на последнем. Из предметов мы изучали химию, физику, биологию и немецкий язык – они преподавались очень углубленно. Немецкий язык был практически каждый день, а остальным дисциплинам выделялся один день в учебной неделе. Если говорить про другие классы, например, в экономическом изучаются литература, немецкий, история и обществознание.

Образование в академии

Какие дисциплины вы изучаете?

— Предметы у нас идут модулями. Первый был полностью посвящен анатомии человека, также мы проходили психологию, подготовку человека к операции. Много изучали гигиену – это особенно важно знать при работе с пожилыми людьми. А вот в модуле по психологии нам рассказывали как правильно обучать человека снова держать ложку. Четвертый модуль – права человека. Пятый модуль закончился в прошлом месяце – это анатомия сердца, легких, панкреатита, печени, и еще нас учили как ставить уколы пациенту.

Какая это ступень образования?

— По сути, это считается средним образованием. Но сейчас мы так же проходим дополнительное обучение, поэтому его можно считать более квалифицированным. На мое удивление, когда нам предложили пройти такое образование параллельно, почти все ребята с моего курса согласились. С обычным образованием медсестры без квалификации я бы просто приходила кормить и одевать пациента без медицинских процедур, а так я могу оказывать психологическую помощь, обрабатывать раны, накладывать швы и так далее. На самом деле, мне и моим однокурсникам очень нравится это направление, потому что ты всегда находишься на одном отделении, видишь одних и тех же пациентов. Такое разделение сделали в прошлом году тем, кто поступил на эрготерапевта. Конечно, сложно, когда ты сначала учишься, а потом приходишь на практику в больницу и там пациент, которому срочно нужно обработать глубокую рану. Но это интересно, именно на практике запоминаешь правильное выполнение разных процедуры. Я рада, что выбрала более практично-медицинский вид работы, чем, например, психология. Главная цель психолога – настроить мозг человека таким, каким он был раньше, например, до депрессии или инсульта. А в моем случае – я обработала рану человеку, у него ее больше нет. Ты можешь увидеть результат своей работы здесь и сейчас.

К каким трудностям должен готовиться любой иностранный студент при поступлении в немецкий университет?

— Самое трудное – языковая коммуникация. Сложно было понять не только одногруппников, но и преподавателей – очень много научных терминов. Но чем больше ты учишься, работаешь и находишься в такой среде – тем больше ты начинаешь понимать происходящее и не пользуешься переводчиком.

Из каких стран приезжает большая часть студентов?

— В своей группе я единственная иностранка, все остальные немцы. В Штудиенколлег было очень много людей из Марокко, Бразилии, России.

Какие меры поддержки предоставляет иностранным студентам академия?

— Всем студентам дается 50-процентная скидка на проездной билет, который, кстати, довольно дорогой. Есть стипендия и зарплата. Общежитие нам не предоставляется, но если тебе требуется любая помощь, например, медицинская, то учебное заведение организовывает и оплачивает её.

Сколько лет длится обучение?

— Обучение длится порядка трех лет. Но если ты сам захочешь, либо больница об этом попросит, обучение может продлится на полгода или год, это зависит от успеваемости.

В последний год ходит много разговоров об отношении европейских вузов к российским студентам: можно найти информацию как и о дискриминации, так и заявления от университетов против буллинга учащихся. Какая тенденция сейчас преобладает в академии, в которой ты учишься?

— Я ни разу не сталкивалась с дискриминацией по национальному признаку от своих коллег. В нашей академии все дружно, я единственная российская студентка там. Было такое, что преподаватель негативно высказывался о россиянах, и меня это немного задело, но после занятия мы поговорили и пришли к единой точке зрения о том, что не все люди плохие.

Работа в немецкой больнице

Почти год ты работаешь в больнице. Как туда отправляют студентов?

— Когда ты поступаешь в академию, ты заранее выбираешь, где ты хочешь работать: в больнице, ездить домой к пациентам, в доме престарелых и так далее. С нашей академией сотрудничают более 800 медицинских учреждений.

Какие функции ты выполняешь, работая там?

— Я выполняю всё. Мое утро начинается с того, что мы идем с каждым человеком мыться в ванной, либо в кровати, если это немобильные пациенты. Далее ставлю уколы и капельницы, провожу психологическую работу. Уделяю много внимания больным, потому что многие из них нуждаются в общении. Также веду документацию, это очень важно. Мы пишем все, что сделали с пациентом, в том числе сколько из него вышло мочи и кала – все это нужно врачам. Мы ходим на обходы с докторами, записываем для следующей смены все, что они сказали. Также бывают дни, когда ты полностью прикреплен к врачу – все это время вы вместе ходите по отделению. В конце каждой смене врач дает тебе здание, но чаще всего это то, что он не успел сделать. Например, поменять повязку.

В России выстроена определенная система получения медицинского образования: медицинский ВУЗ, аккредитация и ординатура. А какие ступени освоения профессии в Германии?

— Если ты получаешь среднее образование в академии, то ты проходишь все блоками. Допустим, месяц у тебя учеба, а два-три месяца работа. У тебя всегда четкий график работы, ты знаешь, когда за эти три года работы отпуск, учеба и работа. Это очень удобно, к тому же, за это платят деньги и прибавляется официальный стаж работы. Если это высшее образование, то образование на врача длится 12 лет. Шесть лет ты «сидишь за партой», а остальные шесть у тебя ординатура. Далее экзамен, и если ты его сдашь, тогда ты станешь ассистентом врача. И еще год обучения, чтобы стать врачом.

Чем отличаются немецкие больницы от российских?

— Немецкая больница – это место, где нет и намека на грязь. Всегда используется новое оборудование, везде стерильность, нет ни пылинки. После каждого выписанного пациента приходят специалисты с чистящими средствами, делают кварцевание по несколько раз. У каждого пациента в палате есть ванная. Когда я лежала в детской больнице в России, конечно, там и далеко не было таких условий.

Как ты видишь свое будущее в медицине в дальнейшем?

— Пока мне очень нравится то, чем я занимаюсь. После окончания обучения мне хочется стать экспертом по вопросу ран, либо по питанию людей. Конечно, только к окончанию академии уже будет видно, в каком направлении я буду развиваться дальше.

Интервьюировала Виктория Оврамец

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
564
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
910
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1322
Оставить свой комментарий

Ваш город: