Ваш город:

Тесты: из глубины веков до наших дней

29 дек. 2018 г.
1
292

Тестирование применялось и развивалось на протяжении не одного столетия. С годами преобразовывались формы и содержание заданий, а его результаты влияли на жизнь и деятельность многих людей. Когда возникли тесты на самом деле? Почему они стали неотъемлемой частью образования? Нужно ли тестирование современной науке? Небольшой экскурс в историю поможет разобраться с этими вопросами.

Тесты: из глубины веков до наших дней

Тестирование – наиболее распространенная форма выявления объективных данных об испытуемом. Тесты используют для проверки уровня знаний учащихся, оценки компетенций специалистов разных отраслей, определения характеристик личности и многих других параметров.

В течение длительного периода считалось, что понятие «тест» произошло от английского слова «test», означающего испытание, экзамен, контрольная. Однако существует теория, что корень этого слова нужно искать в латинском языке – а именно в слове testum (testu), которое обозначает «глиняный сосуд». Казалось бы, что может быть общего между глиняным сосудом и проверкой знаний или личностных качеств? А общее есть. В средневековье существовал специальный сосуд конической формы, с помощью которого проверяли драгоценные камни. То есть, пресловутый глиняный сосуд и являлся самым настоящим тестом.

Древний мир: тесты для самых образованных

В своих трудах великие мыслители Сократ и его ученик Платон рассуждали о том, какими качествами должны обладать правители, чтобы сохранять могущество государства, и рассматривали варианты проверки их знаний и умений. О большой значимости проверки интеллектуальных способностей рассуждал и Пифагор. Для тестирования молодых людей он использовал сложные математические задачи и пристально следил за новичками, которых приглашали свободно высказываться и оспаривать мнения окружающих.

В Спарте и Древнем Риме система тестирования использовалась при подготовке воинов и гладиаторов. Для Древнего Египта испытания имели особую актуальность во время обучения жрецов. Оценка внешности, уровня образованности, способности поддерживать разговор и ознакомление с биографией кандидата осуществлялась в ходе собеседования. После успешного завершения этого этапа проверялось умение молчать, слушать и работать. Не менее важными составляющими испытаний были проверки огнем, водой и угрозой смерти.

Профессиональные писцы Древнего Вавилона в III тысячелетии до н.э. были центральными фигурами. Они пели, играли на различных инструментах, умели читать, писать, привлекались к разделу имущества и измерению земель, знали все о металлах, растениях, арифметике, тканях. В школах, где обучались писцы, проводились выпускные испытания, которые позволяли оценить уровень их знаний и умений.

В этот же период первые профотборы на должность правительственного чиновника начали проводиться в Китае. Очень часто темы для экзаменов предоставлялись императором, который также самостоятельно проверял знания кандидатов на заключительном этапе. Характерной особенностью испытаний был дух торжественности. Всеобщее внимание, обращенное к претендентам, которые не побоялись пройти государственные экзамены, формировало особую атмосферу.

Экзамены на Востоке

Для восточных стран различные конкурсы, испытания и тесты имели большое значение и нередко являлись предметом гордости. Выпускники медицинских училищ в государстве Цзинь сдавали экзамены, по результатам которых определялось их будущее. Те, кто получал наиболее высокие оценки, принимались на государственную службу, где работали исследователями, преподавателями и врачами. Более слабые специалисты занимались частной практикой. У тех, кто не сдавал экзамен, было два пути: менять профессию или продолжать подготовку.

Наставники религиозного учения чань-буддизма также использовали собственные тесты в качестве метода испытаний. Им было важно определить уровень просветленности ученика. Для этого они прибегали к вопросам-парадоксам, загадкам, при решении которых ученики попадали под психологическое давление.

В средневековом Вьетнаме, благодаря тестам, за несколько лет улучшилась работа государственного аппарата. Переаттестация военных и гражданских чиновников превратило Вьетнам в сильное государство. К XV веку произошла систематизация испытаний, которые с тех пор были разделены на туры и этапы. Самые успешные выпускники получали призы от короля, а их имена высекались на специальных каменных стелах в Храме Литературы.

Практика использования тестирования на Западе

Западные страны, в отличие от восточных государств, столкнулись с серьезным сопротивлением при внедрении тестов. На протяжении столетий для проверки знаний использовались устные формы контроля, поэтому их замена на письменные экзамены вызвала трудности психологического характера. Для консервативной Англии переходный период занял почти 200 лет. Половина этого времени понадобилась для отказа от традиционных форм контроля, использовавшихся в учебном процессе, после чего последовал длительный период внедрения тестов на вступительных и выпускных экзаменах.

Первое печатное издание с тестовыми заданиями появилось в США в конце 19 ст. В нем содержались вопросы по таким предметам, как история, грамматика, математика, приводились примеры сочинений с указанием методов оценки. В этой книге были впервые использованы самые простые методы статического расчета.

Хотя тестирование очень быстро стало самой популярной формой проверки знаний в стране, некоторые учителя еще долгое время были против его использования. Противники тестов организовали общественное движение, негативно относящееся к любого рода контролю в школах. Они считали, что никто лучше учителей и директоров не может объективно оценить знания учащихся, предлагая осуществлять перевод в другой класс на основании их мнений.

Первые предпосылки благожелательного отношения к проверке знаний с помощью тестирования появились в середине 80-х годов 19 века. Осознание необходимости формирования единой системы контроля дало толчок активному развитию методических материалов с использованием тестов. В 1885 году в Нью-Йорке был организован экзаменационный совет, чья деятельность позволила разработать методы объективного контроля, а с начала 20 столетия заработал комитет по проверке знаний абитуриентов.

Появление тестов в России XX века

В конце 19 ст. в России наблюдалось крайне негативное отношение к проверке знаний с помощью тестов. И хотя мнения педагогов о необходимости контроля знаний было неоднозначным, вопросы, касательно разработки и использования тестов, не поднимались.

В течение длительного времени на экзаменах использовался немецкий вариант проверки, который основывался на устных испытаниях. Согласно этому формату учащийся должен был в присутствии комиссии дать развернутый ответ на несколько объемных вопросов. По итогам выступления оценивались его знания всего курса. Об английской традиции контроля, подразумевающего письменный ответ на ряд вопросов из нескольких тем, тогда не знали.

Пока западные страны в период Первой Мировой Войны были сосредоточены на разработке тестовых методов оценки личности для определения пригодности призывников для того или иного дела, Народный Комиссариат по просвещению РСФСР вынес постановление об отмене любого рода экзаменов и бальной системы оценивания. Контроль знаний был признан непригодным для составления объективного представления об умственных способностях учащихся. В соответствии с принятым в 1918 году декретом каждый человек мог стать слушателем в университете без предъявления свидетельства, аттестата и прочих документов, подтверждающих наличие образования.

Спустя несколько лет это решение было признано нерациональным. На второй сессии ВЦИК в 1924 году было принято постановление, устанавливающее необходимость разработки форматов вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, а также методов оценки успеваемости студентов и контроля их знаний, а в 1932 году были введены обязательные экзамены по окончанию учебного года.

В СССР в 30-х годах прошлого века применение тестов отвергалось. Постановление 1936 года запрещало использовать тестовые методы при определении профпригодности, профориентации и контроля знаний учащихся. Борьба с этим способом контроля длилась более 40 лет. Хотя запрет затормозил эмпирические исследования, работа по изучению тестовой проблематики не прекратилась. Так, некоторые тесты включались в испытания и контрольные задания.

Поскольку тесты были признаны наиболее объективным методов оценки знаний в мире, в конце 20 столетия они постепенно стали внедрятся в престижные российские школы. Однако растущих спрос на применение тестов не позволил решить проблему их качества. По сравнению с зарубежными странами этот метод не был изучен в России полностью, поэтому отмечаются некоторые проблемы в структуре и форме заданий.

Со временем тестовый метод оценки знаний стал основным инструментов контроля и в РФ. Система ЕГЭ, успешно используемая более 10 лет, позволяет объективно оценить на уровень образованности школьников. Хотя над структурой некоторых заданий еще нужно поработать, нельзя не отметить эффективность тестирования в системе образования.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
Институт теоретической и математической физики начал свою работу в МГУ
Как сообщила накануне пресс-служба Московского госуниверситета (МГУ) имени М.В. Ломоносова, в вузе начал работать Институт теоретической и математичес..
Институт теоретической и математической физики начал свою работу в МГУ
17 июня 2019 г.
0
0
Mail.ru Group и «Ростелеком» откроют совместное предприятие «Цифровое образование»
Как сообщили в пресс-службе Mail.ru Group, интернет-компания совместно с телекоммуникационной компанией «Ростелеком» объявили о стратегическом сотрудн..
Mail.ru Group и «Ростелеком» откроют совместное предприятие «Цифровое образование»
17 июня 2019 г.
0
0
И. Яровая требует принятия ФГОС для детских спецучреждений
В ходе состоявшегося накануне заседания Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и фор..
И. Яровая требует принятия ФГОС для детских спецучреждений
14 июня 2019 г.
0
0
Комментарии
Филипповская Татьяна Владимировна
Гость
4 янв. 2019 г., 16:10

Интересно, а автор сам-то видит разницу между современным тестированием ("угадайка") и древними формами экзаменационных испытаний, которые стали извращаться в современности до уровня современных дидактических игр, получивших название тестов?

Комментарий полезен?
Оставить свой комментарий

Ваш город: