Ваш город:

Результаты мониторинга детских садов России

02 марта 2018 г.
0
1334

Контроль качества системы дошкольного образования и эффективности изменений, вносимых в последние десятилетия, проводится уже не первый год. При этом сотрудники ведомства постоянно напоминают, что рейтинг образовательных организаций – не самоцель, и не отчет о достижениях "социалистического труда", как в былые времена, а исследование системы дошкольного образования. В данном случае, с целью выявления проблем и поиска способов оптимизации.

Результаты мониторинга детских садов России

Минобрнауки РФ продолжает отслеживать уровень качества отечественного образования. В частности, недавно был опубликован рейтинг наиболее эффективных российских ВУЗов и учреждений среднего и средне-профессионального образования. Кроме того, специалисты провели мониторинг дошкольных образовательных учреждений, на основании которого был составлен перечень лучших детских садов России.

Контроль качества системы дошкольного образования и эффективности изменений, вносимых в последние десятилетия, проводится уже не первый год. При этом сотрудники ведомства постоянно напоминают, что рейтинг образовательных организаций – не самоцель, и не отчет о достижениях "социалистического труда", как в былые времена, а исследование системы дошкольного образования. В данном случае, с целью выявления проблем и поиска способов оптимизации.

Основная задача мониторинга дошкольных учреждений

Уже давно остались в прошлом школьные программы для первоклассников, предусматривающие обучение только грамоте и письму. Во всяком случае, этот этап обучения сегодняшних первоклассников все больше становится формальностью.

Без качественного и системного дошкольного развития будущие первоклассники обречены на столкновение с трудностями в обучении (причем как в школе, так и далее – в техникумах и ВУЗах). А все потому что современная система обучения построена на постулате, который гласит: в дошкольном возрасте человек способен с легкостью усваивать больше половины знаний и навыков, необходимых ему для полноценной жизни как в детстве, так и во взрослом возрасте. Именно поэтому все этапы образования представляют собой единую цепь, где дошкольное, "самое начальное образование" играет роль основы всех основ.

Отсюда – вывод: качественное дошкольное развитие ребенка является залогом дальнейших успехов в учебе. Государству важно знать, в каком состоянии находится система дошкольного образования в данный момент, и что нужно исправить, чтобы в школы приходили хорошо подготовленные дети, не испытывающие проблем с обучением.

Каковы критерии оценивания?

Для выявления основных проблем, над которыми предстоит работать, чтобы улучшить дошкольное образование, необходимо иметь:

  • полный список вопросов, позволяющие провести объективные исследования фактического положения дел в дошкольном образовании;
  • результаты, правдиво отражающие состояние работы детских дошкольных учреждений.

В составлении рейтинга дошкольные образовательные учреждения принимают участие на добровольной основе, что исключает любое искажение картины, и дает возможность получить наиболее точные результаты мониторинга. Такой подход к проведению исследования можно считать основным критерием.

В исследовании этого года участвовало 8 970 дошкольных организаций из 57 регионов страны, что составляет около 20% общей их численности. Это вполне позволяет составить стратегию дальнейшего развития всей системы.

Кроме добровольного участия в рейтинге важен перечень вопросов для исследования. В основном все вопросы касались:

  • Оценки психолого-педагогических условий, в которую включены развивающие программы и организация занятий, оборудование всеми необходимыми средствами для проведения занятий;
  • Исследований кадрового состава – наличие педагогов психологов, музыкальных работников, инструкторов по физкультуре и т.д. В этом же списке находятся вопросы по выявлению уровня профессиональной подготовки дошкольных педагогов, их стремления к повышению квалификации, а также ряд подобных вопросов.
  • Организации специальных условий в детских садах для детей с ограниченными физическими возможностями, санитарно-гигиенические условия, питание и медицинское обслуживание.

В принципе, эти вопросы не являются чем-то новым, и каждый руководитель детского сада регулярно отвечает на них, как минимум, в отчетах о деятельности ДОУ. Поэтому участие в мониторинге ни в коей мере не влечет за собой дополнительную нагрузку на руководство детсада.

Напротив, активность дошкольных организаций и желание участвовать в проведении мониторинга помогает самим же руководителям в решении ежедневных зада. И в этой части хотелось бы выразить надежду на увеличение числа желающих подать заявки на участие в ежегодном исследовании.

Результаты исследования и актуальные проблемы

Согласно проведенным исследованиям, по сравнению с предыдущими отчетными периодами, в 2017 году несколько снизились общие показатели. Оценку "удовлетворительно" получило только 89,8% дошкольных организаций, принимавших участие в рейтинге. Это – на 7,4% ниже, чем в 2015 году.

Специалисты уверены, что снижение показателей во многом связано с такими проблемами, как:

  • недостаток педагогов-психологов в штате детских садов. Их количество на 41% ниже требуемого числа;
  • из общего числа детских садов, принимавших участие в рейтинге, только 31,6% имеют планировку, отвечающую архитектурно-санитарным нормам, и эта проблема требует наибольших усилий для разрешения.

При этом основная причина снижения уровня соответствия кроется в повышении демографического уровня в стране. Однако это никак не оправдывает существующее положение вещей, и министерству образования предстоит заняться вопросами модернизации и перепланировки помещений, а также подготовки педагогов психологов.

Но не все так плохо. Мониторинг деятельности детских садов России выявил и положительные моменты:

  • уровень профессиональной подготовки педагогического состава (92,3%): только небольшое количество работников дошкольных учреждений не имеют специального высшего образования;
  • увеличение числа медперсонала до 75% безусловно можно считать итогом плодотворной работы по комплектации кадров;
  • проблема организации прогулочных площадок на территориях дошкольных учреждений решена на 98,9%;
  • 88,6% детских садов оборудовано необходимыми техническими средствами для проведения учебных занятий;
  • 13,4% от общего количества учреждений, принимавших участие в мониторинге, имеют группы неполного рабочего дня. Это особенно важно для родителей, которые находятся в постоянном поиске няней или неработающих родственников, чтобы ненадолго оставить ребенка и заняться решением своих проблем. Эти группы – хороший способ организовать досуг "домашних детей" с пользой для их развития.

Конечно, нужно обязательно отметить регионы, где организация дошкольного образования оказалась на самом высоком уровне. Это:

Москва и Московская область, к сожалению, не подавали заявок на участие.

Остается надеяться, что образовательные учреждения, добровольно отказавшиеся от перспектив улучшения условий, в следующий раз проявят большую активность.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?
Оставить свой комментарий

Новости образования
Вероника Скворцова - министр здравоохранения РФ
В рамках выступления на всероссийской конференции партии «Единая Россия» Вероника Кузнецова, глава Минздрава РФ, заявила, что период детства в недалёк..
Министр здравоохранения РФ заявила о возможном продлении периода детства до 30 лет
21 мая 2018 г.
8
257
Министр просвещения Ольга ВАсильева
В минувшую пятницу Ольга Васильева, министр просвещения, заявила представителям СМИ, что российские школы могут войти в топ-10 лучших школ в мире...
О. Васильева намерена сделать школы России лучшими в мире
21 мая 2018 г.
6
210
МГУ имени М.В. Ломоносова
По информации ТАСС, предоставленной Виктором Садовничим, ректором Московского госуниверситета (МГУ) имени М.В. Ломоносова, вуз стал координатором рабо..
МГУ будет курировать работу комитетов по вопросам образования Японии и России
21 мая 2018 г.
1
39
Ваш город: