Ваш город:

Результаты мониторинга детских садов России

02 марта 2018 г.
0
1414

Контроль качества системы дошкольного образования и эффективности изменений, вносимых в последние десятилетия, проводится уже не первый год. При этом сотрудники ведомства постоянно напоминают, что рейтинг образовательных организаций – не самоцель, и не отчет о достижениях "социалистического труда", как в былые времена, а исследование системы дошкольного образования. В данном случае, с целью выявления проблем и поиска способов оптимизации.

Результаты мониторинга детских садов России

Минобрнауки РФ продолжает отслеживать уровень качества отечественного образования. В частности, недавно был опубликован рейтинг наиболее эффективных российских ВУЗов и учреждений среднего и средне-профессионального образования. Кроме того, специалисты провели мониторинг дошкольных образовательных учреждений, на основании которого был составлен перечень лучших детских садов России.

Контроль качества системы дошкольного образования и эффективности изменений, вносимых в последние десятилетия, проводится уже не первый год. При этом сотрудники ведомства постоянно напоминают, что рейтинг образовательных организаций – не самоцель, и не отчет о достижениях "социалистического труда", как в былые времена, а исследование системы дошкольного образования. В данном случае, с целью выявления проблем и поиска способов оптимизации.

Основная задача мониторинга дошкольных учреждений

Уже давно остались в прошлом школьные программы для первоклассников, предусматривающие обучение только грамоте и письму. Во всяком случае, этот этап обучения сегодняшних первоклассников все больше становится формальностью.

Без качественного и системного дошкольного развития будущие первоклассники обречены на столкновение с трудностями в обучении (причем как в школе, так и далее – в техникумах и ВУЗах). А все потому что современная система обучения построена на постулате, который гласит: в дошкольном возрасте человек способен с легкостью усваивать больше половины знаний и навыков, необходимых ему для полноценной жизни как в детстве, так и во взрослом возрасте. Именно поэтому все этапы образования представляют собой единую цепь, где дошкольное, "самое начальное образование" играет роль основы всех основ.

Отсюда – вывод: качественное дошкольное развитие ребенка является залогом дальнейших успехов в учебе. Государству важно знать, в каком состоянии находится система дошкольного образования в данный момент, и что нужно исправить, чтобы в школы приходили хорошо подготовленные дети, не испытывающие проблем с обучением.

Каковы критерии оценивания?

Для выявления основных проблем, над которыми предстоит работать, чтобы улучшить дошкольное образование, необходимо иметь:

  • полный список вопросов, позволяющие провести объективные исследования фактического положения дел в дошкольном образовании;
  • результаты, правдиво отражающие состояние работы детских дошкольных учреждений.

В составлении рейтинга дошкольные образовательные учреждения принимают участие на добровольной основе, что исключает любое искажение картины, и дает возможность получить наиболее точные результаты мониторинга. Такой подход к проведению исследования можно считать основным критерием.

В исследовании этого года участвовало 8 970 дошкольных организаций из 57 регионов страны, что составляет около 20% общей их численности. Это вполне позволяет составить стратегию дальнейшего развития всей системы.

Кроме добровольного участия в рейтинге важен перечень вопросов для исследования. В основном все вопросы касались:

  • Оценки психолого-педагогических условий, в которую включены развивающие программы и организация занятий, оборудование всеми необходимыми средствами для проведения занятий;
  • Исследований кадрового состава – наличие педагогов психологов, музыкальных работников, инструкторов по физкультуре и т.д. В этом же списке находятся вопросы по выявлению уровня профессиональной подготовки дошкольных педагогов, их стремления к повышению квалификации, а также ряд подобных вопросов.
  • Организации специальных условий в детских садах для детей с ограниченными физическими возможностями, санитарно-гигиенические условия, питание и медицинское обслуживание.

В принципе, эти вопросы не являются чем-то новым, и каждый руководитель детского сада регулярно отвечает на них, как минимум, в отчетах о деятельности ДОУ. Поэтому участие в мониторинге ни в коей мере не влечет за собой дополнительную нагрузку на руководство детсада.

Напротив, активность дошкольных организаций и желание участвовать в проведении мониторинга помогает самим же руководителям в решении ежедневных зада. И в этой части хотелось бы выразить надежду на увеличение числа желающих подать заявки на участие в ежегодном исследовании.

Результаты исследования и актуальные проблемы

Согласно проведенным исследованиям, по сравнению с предыдущими отчетными периодами, в 2017 году несколько снизились общие показатели. Оценку "удовлетворительно" получило только 89,8% дошкольных организаций, принимавших участие в рейтинге. Это – на 7,4% ниже, чем в 2015 году.

Специалисты уверены, что снижение показателей во многом связано с такими проблемами, как:

  • недостаток педагогов-психологов в штате детских садов. Их количество на 41% ниже требуемого числа;
  • из общего числа детских садов, принимавших участие в рейтинге, только 31,6% имеют планировку, отвечающую архитектурно-санитарным нормам, и эта проблема требует наибольших усилий для разрешения.

При этом основная причина снижения уровня соответствия кроется в повышении демографического уровня в стране. Однако это никак не оправдывает существующее положение вещей, и министерству образования предстоит заняться вопросами модернизации и перепланировки помещений, а также подготовки педагогов психологов.

Но не все так плохо. Мониторинг деятельности детских садов России выявил и положительные моменты:

  • уровень профессиональной подготовки педагогического состава (92,3%): только небольшое количество работников дошкольных учреждений не имеют специального высшего образования;
  • увеличение числа медперсонала до 75% безусловно можно считать итогом плодотворной работы по комплектации кадров;
  • проблема организации прогулочных площадок на территориях дошкольных учреждений решена на 98,9%;
  • 88,6% детских садов оборудовано необходимыми техническими средствами для проведения учебных занятий;
  • 13,4% от общего количества учреждений, принимавших участие в мониторинге, имеют группы неполного рабочего дня. Это особенно важно для родителей, которые находятся в постоянном поиске няней или неработающих родственников, чтобы ненадолго оставить ребенка и заняться решением своих проблем. Эти группы – хороший способ организовать досуг "домашних детей" с пользой для их развития.

Конечно, нужно обязательно отметить регионы, где организация дошкольного образования оказалась на самом высоком уровне. Это:

Москва и Московская область, к сожалению, не подавали заявок на участие.

Остается надеяться, что образовательные учреждения, добровольно отказавшиеся от перспектив улучшения условий, в следующий раз проявят большую активность.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
В РФ возобновят кредиты на образование
Представители пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ сообщили в минувший вторник ТАСС о том, что российские банки возобновят с 1 дек..
С 1 декабря в РФ возобновят выдачу образовательных кредитов
15 авг. 2018 г.
0
17
Российские родители хотят видеть своих детей врачами
Согласно результатам проведённого в мае текущего года опроса Левада-центр выяснил, что думают родители о будущей профессии своих детей и внуков. Оказа..
В родительском рейтинге профессий врачи на первом месте
15 авг. 2018 г.
0
33
МГУ в топ-100 мирового рейтинга ARWU
Ректор Московского госуниверситета (МГУ) имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий сообщил ТАСС в минувший вторник о том, что его вуз занял 86-ю позицию..
МГУ имени М.В. Ломоносова попал в топ-100 лучших вузов мира
15 авг. 2018 г.
0
58
Оставить свой комментарий

Ваш город: