Ваш город:

Почему дистанционное обучение не всегда эффективно?

4 июл. 2017 г.
1
2947

Компьютер и интернет помогают в работе, и отрицать их значимую роль глупо. Люди стремительно погружаются в виртуальный мир, оценив его преимущества, а молодое население планеты, легко воспринимающее все новое и передовое, уже готово к безвозвратному переходу к дистанционному образованию. Но почему удаленное обучение (в том числе и с помощью видеокурсов) не всегда эффективно? Сегодня мы постараемся найти ответ на этот вопрос.

Почему дистанционное обучение не всегда эффективно?

Современные технологии необходимы человеку, как колесо, электрическая лампочка и другие блага цивилизации. Компьютер и интернет помогают в работе, и отрицать их значимую роль глупо. Люди стремительно погружаются в виртуальный мир, оценив его преимущества, а молодое население планеты, легко воспринимающее все новое и передовое, уже готово к безвозвратному переходу к дистанционному образованию. Заметим, что стремление молодежи перенести классы и аудитории на монитор, поддерживает некоторая часть людей старшего поколения, среди которых есть даже светила современной педагогики.

Потворствовать ли малышу, не умеющему толком говорить, но уже владеющему основами ПК настолько, чтобы "включить" любимую игру или мультик, в желании засыпать с планшетом в руках? Почему тысячи школьников последнего десятилетия с трудом владеют речевыми навыками, или, хуже того, изъясняются набором вульгаризмов, вперемешку с исковерканными иностранными словами? Почему студенты, получив "блестящее" образование в престижных ВУЗах, иногда – в другом полушарии, и не отрываясь от дивана, не работают по специальности, а те, кому удалось найти применение диплому, не в состоянии выстроить нормальные взаимоотношения в коллективе?

Найти ответы на эти вопросы очень сложно. Намного легче ответь на вопрос, почему удаленное обучение (в том числе и с помощью видеокурсов) не всегда эффективно. Что мы, собственно, сегодня и постараемся сделать.

Мотивация, как основа для успешного удаленного обучения

Вспомним пример М.В. Ломоносова, ярко демонстрирующий стремление к знаниям вопреки всему. Теперь попробуйте поискать детей в ближайшем окружении с такой же жаждой к знаниям. Тех, которые "по своей и божьей воле" стремятся стать "разумными и великими" найдется немного. И стихотворение Николая Некрасова "Школьник", посвященное великому русскому ученому, быстрее вспомнит пожилой человек, получивший среднее образование в советский период, без использования современных технологий обучения.

Одновременно с этим детей, которые стремятся получить хорошую оценку, чтобы родители подарили новый телефон, велосипед или другие "нужные" вещи, можно встретить немало. Да и взрослые люди иногда учатся не для того, чтобы овладеть профессией в совершенстве, а для того, чтобы получить более высокую зарплату или должность. Желание не заработать, а получить хорошую оценку, любыми возможными способами, становится на пути к самосовершенствованию.

Вопросы для размышления: почему начало двадцатого века, в отсутствие современных компьютерных технологий, было ознаменовано несколькими десятками открытий и изобретений российских ученых и конструкторов, а за такой же период в начале двадцать первого века, с помощью компьютерных технологий их количество сократилось более чем в два раза? Помогают ли технологии в совершенствовании человека и его стремлению к знаниям, новым открытиям, или, упрощая себе жизнь нажатием кнопок, люди перестали страстно стремиться к новым высотам?

Некоторые педагоги, поддерживая идею компьютеризации и американизации образования, мотивируют свою точку зрения пользой, которую приносит виртуальное обучение, ограждающее учащихся от стрессов во время экзаменов, комфортностью условий домашнего обучения и экономией бюджетных средств на содержание учебных заведений. Сравните только эмоциональное состояние от одного и того же спектакля, увиденного в театре и в домашней обстановке, по телевизору.

Комфортная среда и стремление к получению материальных благ при минимальных усилиях противоречат закону диалектики. Вот над чем предстоит подумать, и не надо лишать людей возможностей для личного контакта переживаний из-за неудач, ликования в случае закономерного успеха.

Объективный и субъективный контроль учебного процесса

Кто из родителей, хотя бы раз не сталкивался с такими проблемами:

  • ребенок не хочет идти в школу;
  • после школы он не спешит приступать к выполнению домашнего задания и его невозможно оторвать от любимой видеоигры, общения в соцсетях и так далее;
  • учитель жалуется на невнимание ученика во время урока, или на то, что он пытается списывать контрольную работу у соседа по парте?

То же самое можно сказать и о студентах, и о взрослых людях, добровольно и самостоятельно принявших решение о получении дополнительного образования: желание добросовестно "грызть гранит науки" просыпается не всегда. Объективных и субъективных причин для такого поведения, снижающего качество усвоения учебного материала, существует много, но не о них речь.

Теперь попробуем представить поведение учащегося, когда учитель излагает материал, находясь в "виртуальном зазеркалье", а сам ученик субъективно не может настроиться на усвоение нового материала. Ему кажется, что он внимательно слушает лекцию, дожевывая бутерброд или разговаривая по телефону. Нетрудно догадаться, какова эффективность такого прослушивания видеокурса. К сожалению, далеко не у всех людей развита способность к абсолютному самоконтролю, самоанализу и концентрации внимания.

Заметим что, находясь в классе или в аудитории, те же ученики или студенты вряд ли позволят себе такое поведение в присутствии педагога и одноклассников/сокурсников. К тому же коллективный процесс обучения состоит из таких положительных моментов, как, например, дух соревнования, когда каждый ученик/студент может самостоятельно сравнить свои успехи в учебе с достижениями группы таких, как он. В этом случае появляется больше шансов на самомобилизацию и стремление к успеху.

Назвать все психологические аспекты, создающие препятствия на пути к виртуальному обучению по видеокурсам, в рамках небольшой статьи сложно, но и сказанного уже вполне достаточно, чтобы сделать выводы о влиянии личностных факторов на эффективность дистанционного обучения.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
525
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
869
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1289
Комментарии
Лариса4696
Гость
21 дек. 2021 г., 9:00

Образование в онлайне — это очень удобно) Не нужно затрачивать денежные средства и время на дорогу до обр. учреждения. Учишься в комфортных условиях дома! Что касается качества такого образования — так все зависит от вас. Учитесь на совесть несмотря на то, где находитесь. Из дома тоже можно и НУЖНО усваивать информацию как полагается!) Проверила на себе, проходя переподготовку, обучаясь в ООО Академии современных технологий. Получила диплом установленного образца и нарадоваться не могу что все стало так удобно в наше время!))

Оставить свой комментарий

Ваш город: