Ваш город:

Методика Никитиных в действии: чего добились дети из знаменитой семьи

22 февр. 2017 г.
5
61679

Сегодня можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной Никитиными, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

Методика Никитиных в действии: чего добились дети из знаменитой семьи

Советские педагоги Борис и Лена Никитины стали известны благодаря тому, что своих семерых детей воспитывали по особой методике – "системе раннего разностороннего развития детей". В 60-80-е годы семья Никитиных вызывала интерес, как в советском обществе, так и за рубежом. Книги Бориса и Лены выпускались миллионными тиражами и переводились на многие языки, а их опыт перенимался другими семьями.

Педагогическое сообщество двояко относилось к их методике: одни выступали с критикой, говоря, что подход Никитиных неприемлем из-за отклонений от педагогических и медицинских норм; другие отмечали ряд положительных качеств, которые приобретают дети, воспитываемые таким образом.

Сегодня, спустя более 50-ти лет, можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

В чем сущность "Методики Никитиных"

В первую очередь "воспитание по Никитиным" требует от родителей максимальной самоотдачи и самосознания. Оно основывается на 3-х основных принципах:

  • создание максимально благоприятных условий для умственного и физического развития детей;
  • все занятия предполагают свободу творчества детей;
  • родительское неравнодушие.

"Раннее развитие по Никитиным" предполагает начало развития ребенка еще до его рождения. У Б. Никитина была гипотеза, что в каждом человеке с рождения заложены определенные способности к развитию, которые с возрастом утрачиваются безвозвратно. Поэтому родители должны способствовать активному всестороннему развитию ребенка с его ранних лет.

Совместно Борис и Лена разработали авторскую методику воспитания Никитиных и множество развивающих игр ("Сложи узор", "Уникуб", "Обезьянка" и пр.), которые и сегодня популяризируются некоторыми педагогами. Кроме этих самодельных игр, развивающая среда включала в себя книги, карты, кубики, конструкторы и мастерскую. При этом воспитание и обучение не было навязчивым – дети были вольны в выборе занятий и последовательности их выполнения.

Раннее физическое развитие включало в себя раннее ползание, плавание, хождение и гимнастику. Маленькие Никитины обходились без манежей и ходунков, при этом всегда имели большую свободу передвижений. Члены семьи активно использовали спортивные тренажеры и прибегали к довольно радикальной системе закаливания, что должно было свести к минимуму возникновение у детей простудных заболеваний. Если все же кто-то заболевал, старались обходиться без лекарств.

Все это подкреплялось доброжелательной атмосферой в семье – обязательным компонентом методики раннего развития детей по Никитиным.

Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены

Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.

По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.

Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.

У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.

Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.

В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.

Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.

У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, "перескакивание" нескольких классов в школе.

Ольга, 55 лет, проживает в г. Королев, зам. руководителя юридической службы в крупной компании.

С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению "Организация делопроизводства" и поступила на юрфак МГУ.

Общая атмосфера в доме и родительская "методика раннего развития", по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.

Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.

При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия. Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.

Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.

Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности "детская медсестра". Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.

"Раннее развитие", по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.

Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.

Юлия, 51 год, проживает в Подмосковье, работает журналистом в пресс-службе крупного предприятия.

Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.

Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.

У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.

Иван, 48 лет, проживает в пос. Большево Московской обл., занимается операторской и режиссерской деятельностью на телевидении.

Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.

В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря "раннему развитию" он обладает техническим творчеством.

У Ивана пятеро детей.

Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.

Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.

Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.

Внуки Никитиных

Подведем итог

Все семеро детей из знаменитого семейства нашли свое место под солнцем. Каждый из них обзавелся собственной семьей, имеет детей, а некоторые – уже и внуков.

Почти все Никитины имеют высшее образование, и сегодня большинство из них обеспечены хорошей работой в крупных компаниях.

Подход своих родителей в собственных семьях они реализуют лишь отчасти. В особенности это касается ведения здорового образа жизни и сохранения хороших взаимоотношений в семье.

Единственное, от чего отказались абсолютно все дети Никитиных, это "перескакивание" через несколько классов в школе. Они хорошо помнят, как им было сложно в социальном и адаптационном плане, поэтому их дети проходили все образовательные ступени.

Источники изображений: via-midgard.info, domrebenok.ru, nikitiny.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?
Комментарии
Влад
Гость
24 февр. 2017 г., 11:17

Ну, так в чем уникальность? Добротная семья, хорошие дети. Так и должно быть в семьях, где родители заботятся о детях. Где уникумы - вундеркинды?

Комментарий полезен?
Гость
Гость
25 февр. 2017 г., 5:59

А разве это не уникальность, что из семи, все семь - в "яблочко"? Нет асоциальных членов общества - разве это не достижение? Прослеживается положительная адаптация - как закономерность эволюции данной семьи. В этом, считаю (оглядываясь вокруг) и есть уникальность.

Комментарий полезен?
татьяна
Гость
25 февр. 2017 г., 17:09

А почему нормальные,не асоциональные дети-нонсенс? Странно,однако... И лекций родителям читать не обязательно

Комментарий полезен?
Юрий
Гость
26 февр. 2017 г., 7:35

А Вы, Татьяна, оглянитесь вокруг повниматильней и сами ответьте на свой вопрос. Речь не о том, что кто-то кого-то учит, КАК НАДО, а скорее, зднсь речь о том, КАК НЕ НАДО, если видим положительный пример и хотим сами добиться подобного. И ещё. "Яблоко от яблони..." - этого никто не отменял. Просто мы, воспитывая, воспитываемся сами, это аксиома. Вот и всё. Никаких нравоучений. Никаких секретов. Просто у каждого свой путь в этой жизни и от того, куда этот путь приведёт, зависит направление движения. А кто направление покажет? Правильно, родитель. А может и улица показать, если родитель сам оттуда... Ну, как-то так... "Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает..."©

Комментарий полезен?
Тагир
Гость
24 февр. 2017 г., 13:53

Мы присутсвовали на его форуме в нашем городе Набережные Челны, уникальный был Человек. Его методы при родах детей теперь повсеместно применяются. Тогда акушеры были против. Никитин врачей не обвинял, говорил, что в медицинских вузах обучают по методам прошлого века.

Комментарий полезен?
Гость
Гость
24 февр. 2017 г., 14:00

А разве только вундеркинд это цель родительства? У уникальности и цена есть не малая. Здесь как раз и говорится о том, что дети выросли достойные, смогли создать свои семьи, живут благополучно. Не у всех в нашей стране это получается, далеко не у всех. Полно несчастных и незрелых людей.
Методику Никитиных знала сама, как ребёнок. Мои родители Ее применяли и были очень осознанными. За это их уважаю и благодарю по сей день.

Комментарий полезен?
Елена
Гость
28 февр. 2017 г., 6:12

Cвоих детей я воспитывала по методики Глеба Догмана и не пожалела об этом в дальнейшем. Есть тяга к знаниям! Считаю просто что родители львиную долю должны вкладывать в детей в игровой и увлекательной фо рмето приводит к хорошим результатом. Итог сын учится в магистратуре заканчивает ее. И работает программистом. Имея уже хороший опыт. Дочь учиться на энергетика в энергоинституте. Обучение в школе проходило легко. Особого

Комментарий полезен?
Наталья
Гость
5 окт. 2017 г., 16:17

Я очень рада, что у всех удачно сложилась жизнь. В молодости я бывала в клубе Никитиных: слушала их выступления, участвовала в тренингах, привозила сына на экспериментальные занятия в ДК на Беговой и Дворец пионеров на Ленинских горах. Тогда это было очень необычно и интересно: подключались и другие педагоги и родители-новаторы (не только из Москвы), журналисты (например, Валерий Хилтунен), известные врачи и воспитатели. Не всё увиденное захотелось применить на практике, но многое пригодилось, а главное, все участники клуба загорелись идеей расширить набор традиционных занятий, игр, достижений маленьких детей, благодаря чему стали считать своей важнейшей задачей не только "выращивание" ребёнка, но и раннее "образовывание" его во всех направлениях: физическом, умственном, нравственном. (Мы по примеру Никитиных занимались этим сами, хотя и в секции-кружки отдавали тоже - по мере взросления). Сейчас, к сожалению, много запущенных детей, вовсе не глупых, но по которым видно, что в детстве им уделяли внимания недостаточно или развивали их однобоко, упуская золотое "впитывающее" время до 6 лет ... Молодым родителям и сегодня очень полезны были бы замечательные идеи Бориса Павловича и Лены Алексеевны.

Комментарий полезен?
Оставить свой комментарий

Новости образования
Школьный учитель
Как сообщает издательство «Коммерсант», на состоявшем вчера, 21 мая 2018 года, заседании Совета по правам человека при президенте РФ, посвящённом теме..
Оплату труда учителей обсудили в Совете по правам человека
22 мая 2018 г.
0
52
Вероника Скворцова - министр здравоохранения РФ
В рамках выступления на всероссийской конференции партии «Единая Россия» Вероника Кузнецова, глава Минздрава РФ, заявила, что период детства в недалёк..
Министр здравоохранения РФ заявила о возможном продлении периода детства до 30 лет
21 мая 2018 г.
11
561
Министр просвещения Ольга ВАсильева
В минувшую пятницу Ольга Васильева, министр просвещения, заявила представителям СМИ, что российские школы могут войти в топ-10 лучших школ в мире...
О. Васильева намерена сделать школы России лучшими в мире
21 мая 2018 г.
7
248
Ваш город: